Доклад по русскому языку

Федеральное Агентство по образованию РФ

Поволжский Государственный Технологический Университет

Этапы подготовки публичного выступления

Доклад по дисциплине «Русский язык»

Выполнила: ст. гр. МТб – 21(з)

Никитченко К.А.

Проверила: Сульдина Л.Г.

Йошкар-Ола, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Каким должно быть публичное выступление?

Этапы подготовки публичного выступления.

Заключение.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Работая над данным докладом, я стремилась полнее раскрыть последовательность действий при подготовке к публичному выступлению и рассмотреть его базовые основы.

Действенность речи – её коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией.

Речь – вернейший путь преодоления уже стоящих проблем и постановка новых. Проблемы эти должны волновать аудиторию уже на момент встречи с ней: мы не учим, а вместе преодолеваем препятствия, которые стоят на пути наших собеседников.

«Большинство людей не умеют выступать публично.

Большинство людей не умеют общаться.

Большинство людей не способны вести обычную беседу.

И сами от этого страдают.

Деловые переговоры, личные отношения, общение в семье… Всё это связано с нашим умением слышать и слушать, говорить, убеждать, доказывать, отстаивать свои идеи… И этому можно научиться» [4, С.424].

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?

«Публичная речь – не самоцель, а средство достижения цели. Она должна быть:

— убедительной;

— доказательной;

— логичной;

— продуманной;

— красноречивой (или просто красивой)» [2, С.7].

«Уметь поставить проблему, которая действительно волновала бы слушателей, и показать пути её решения – достойное оратора начало, способное захватить внимание. Но говорящий решает задачи слушателей, а не свои собственные» [5, С.199].

«Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы её слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории учёные называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убеждённость передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Психологи подчёркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией, является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнёров, товарищей по общению.

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора» [3, С.317].

«С чего нельзя начинать выступление? С извинений. Это свидетельствует о неуверенности выступающего, понижает его статус и не способствует успеху выступления. Вариантов извинений множество: за опоздание, за недостаточно хорошую организацию лекции, за отсутствие микрофона, за простуженный голос… Но хуже всего, когда выступающий делает признания такого рода: «Я не умею хорошо и складно говорить, но сегодня хочу выступить с сообщением», «Предыдущий выступающий всё уже сказал, даже не знаю, что к этому добавить».

Неудачным будет начало, если вы сразу же произнесёте затасканные фразы типа: «На мою долю выпала исключительно высокая честь выступить сегодня…». Нежелательно в начале выступления употреблять вводные слова вроде наверное, видимо, вероятно, может быть и т.п., так как они являются показателями неуверенности выступающего» [2, С.14].

«Как не следует заканчивать выступление? Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Не следует ничего вспоминать и дополнять после того, как сформулирован вывод. Всё впечатление от него будет смазано, вывод потеряется. Не надо извиняться и произносить фразы типа: «Я, наверное, вас утомил», «К сожалению, мне не удалось охватить всё». Нельзя заканчивать выступление на пессимистической ноте. Не следует заканчивать выступление фразой типа «У меня всё» [2, С.17].

«Как вести себя в ходе выступления? Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Начинайте речь с приветствия и краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (а в случае необходимости и более длительная) пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи её интересам. При несоответствии постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твёрдую убеждённость в своих словах.

Следите за чёткостью речи. Не следует произносить её ни слишком быстро, ни монотонно. Чтобы не допустить этого, при подготовке к выступлению в тексте речи вы можете отметить места, которые будете произносить тише или громче, быстрее или медленнее в зависимости от значимости информации.

Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку, в потолок, поверх голов слушающих. Наблюдайте за реакцией аудитории.

Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать её одобрение. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всём протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь даётся вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления вопросы могут быть сняты.

В критические моменты выступления следует говорить особенно убеждённо, уверенно, артикулируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты следует подкрепить очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть эту тему. Полезным бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте громкость голоса.

Обобщающие выводы должны быть связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить слушающих за внимание» [2, С.10].

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Работа над письменными источниками.

«При подготовке публичного выступления нам нередко приходится пользоваться письменными материалами. Как с ними работать? Прежде всего внимательно прочтите весь текст, неплохо даже (если он достаточно длинный) – два-три раза. А теперь запаситесь цветными фломастерами и попробуйте провести анализ: составить поабзацный план прочитанного. На отдельном листке запишите (в столбик) двумя-тремя словами основную мысль каждого абзаца. Не смущайтесь, если один длинный абзац содержит две-три основных мысли и, наоборот, несколько абзацев говорят примерно об одном и том же. Цветными фломастерами сделайте соответствующие надписи на полях вашего письменного текста, причём для каждой темы выбирайте свой определённый цвет.

Теперь, когда вам стало наглядно видно, какие и сколько основных мыслей содержит ваш материал, приступайте к трансформациям: то есть перегруппировке и сжатию (опущению) информации, если наблюдается её избыточность. Для устного изложения в случае необходимости произведите обобщение – объедините в один блок одинаковые мысли, находящиеся в разных частях текста. Если же какая-то мысль повторяется слишком часто, то информацию надо сократить, оставив самое необходимое, чтобы не затягивать своё выступление и не повторяться, вызывая скуку у слушателей. И, наоборот, если важная мысль мелькнула где-то в середине абзаца, в целом посвящённого совсем другому вопросу, то её в вашей речи следует выделить в отдельный блоки сделать добавление, то есть для устного выступления привлечь другой известный вам материал на ту же тему, который не содержится в разрабатываемой статье. Если вы не произведёте добавления (дополнения) материала, то важная мысль, облечённая в одно-единственное предложение, может пройти мимо внимания слушателей и прозвучит не очень-то убедительно, а всё ваше выступление окажется несбалансированным, что явится его серьёзным недостатком» [1, C.62].

2. Структурирование выступления.

«В своей речи надо ещё уметь пользоваться двумя очень важными вещами: правилом рамки и правилом цепи. Что же это такое?

Понятно, что, начиная своё выступление, вы как вежливый человек сначала обратитесь к слушателям. Вы их поприветствуете, представитесь сами (если вас ещё не представили раньше). Всё это уже можно считать началом «рамки». Но самое главное в ней – некий эквивалент введения (предисловия) в письменном тексте.

Первая часть рамки представляет собой краткую информацию о теме, на которую собирается говорить докладчик, и причину, почему он выбрал именно её.

Далее оратор приступает к изложению своего основного материала и завершает доклад второй частью рамки, которая соответствует заключению (эпилогу) в письменном тексте. Вторая часть рамки – это самое краткое подведение итогов (просто завершающая фраза), прощание со слушателями, выражение благодарности им за терпение (понимание, поддержку и т.п.).

Свой материал вы излагаете отдельными блоками, которые, однако, все вместе должны выглядеть и восприниматься как единый, логичный, связный текст, а отнюдь не как отдельные куски, мало связанные между собой. Как это достигается? Очень просто: с помощью слов или фраз-переходников, которыми чаще всего служат вводные слова или прямые обращения к слушателям. Благодаря этим «переходникам» текст воспринимается как единое целое, выглядит убедительней и логичнее, а обращения к слушателям помогают удержать их внимание и интерес к вашему выступлению» [1, С. 68].

3. Выбор слов.

«Готовя устное выступление или же просто разговаривая с родственником, другом, приятелем, всегда надо подумать о том, какие слова вы употребляете.

Помимо нейтральной, существует и много эмоционально окрашенной лексики – как положительной («поднимающей»), так и отрицательной («опускающей») и умелый оратор часто ею пользуется.

Понятно, что многие вещи можно выразить совершенно разными словами и нам надо уметь пользоваться всем многообразием нашего языка. Сравните: «юная дева трепещет» и «молодая девка дрожит». А ведь, по существу, было сказано одно и то же!

Для нагнетания бездоказательного отрицательного отношения к явлению, человеку или объекту непорядочные журналисты широко используют именно этот приём употребления негативно окрашенной лексики.

Для устного выступления лучше не использовать длинные фразы, труднопроизносимые словосочетания, особенно с обилием шипящих звуков, а также причастные обороты. При работе с письменным текстом, готовя его для устного выступления, длинные сложные фразы лучше разбить на несколько простых, а причастные обороты – трансформировать, заменив их развёрнутым определением, которое начинается словом «который».

Даже говоря об одном и том же предмете, по мере возможности выбирайте разные слова – понятные именно той аудитории, перед которой вы выступаете. Ведь очевидно, что лектор должен говорить существенно по-разному для старушек, собравшихся на популярную лекцию в ЖЭКе, для учёных на научной конференции, для подростков в исправительной колонии, для матерей-одиночек, для любителей подводного плавания, для северных оленеводов и т.д. Не старайтесь потрясти аудиторию заумными словами, ведь используя их не по назначению, вы отнюдь не будете выглядеть умнее остальных, а, скорее, наоборот.

Опытный оратор широко пользуется образной лексикой, метафорами. В наше время большинство людей никогда не читало «Манифест коммунистической партии» К. Маркса, однако все помнят такие слова оттуда как: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Почему? Потому что выделенные жирным шрифтом слова уж очень бьют по эмоциям, впечатляют, создают яркий, незабываемый образ. Бр-р-р! Так и видишь перед собой этот ужасный призрак, который не просто ходит, но ещё и бродит» [1, С.75]!

4. Привлечение внимания слушателей.

«Прежде чем говорить о приёмах привлечения внимания, стоит сказать о тех факторах, которые влияют на состояние аудитории, в том числе и на её готовность и способность слушать ваше выступление.

Идеальным интерьером для выступления является удобный, красивый зал с большим овальным столом, вокруг которого могут сесть около двадцати человек. Все сидят довольно близко, оратору не приходится напрягать голос, все хорошо видят лица друг друга (а не спины сидящих впереди, как в обычном зале) и благодаря овальному столу ощущают дружески-деловую, а не казённо-формальную атмосферу встречи. Вот именно в такой обстановке оратор и может рассчитывать на максимальное внимание своей аудитории.

Однако идеальные условия для выступления бывают крайне редко, поэтому оратору с помощью особых приёмов приходится, если это, конечно, возможно, как-то компенсировать недостатки помещения, освещения, а также периодически оживлять внимание слушателей в зале к своему выступлению.

Для привлечения внимания слушателей существуют разные приёмы и в течение одного выступления оратору не стоит пользоваться только лишь одним из них. Время от времени с помощью разных приёмов в случае необходимости стоит привлечь внимание слушателей, но нельзя это делать слишком часто и так, чтобы слушатели догадывались об этом. Все приёмы должны органически вписываться в ваше выступление и не только «пробуждать» слушателей, но и оживлять вашу речь.

Вот эти приёмы:

А. Голосовые:

периодически повысить голос;

время от времени понизить голос, вплоть до шёпота;

сделать многозначительную так называемую эмоциональную паузу.

Б. Речевые:

сделать «вставку» – то есть рассказать (разумеется, к месту) анекдот, притчу, интересный случай и т.п.;

задать риторический вопрос;

обратиться к залу, а ещё лучше – к кому-нибудь конкретно.

В. «Двигательные» (моторные, кинетические):

совершить неожиданный жест, поступок (может быть, даже что-то уронить, споткнуться, сделать поклон, помахать рукой, передвинуть кафедру, переставить стул или вазу с цветами на столе и т.п.);

заставить слушателей подвигаться (попросить их сесть поближе, передвинуть стулья, открыть окно, закрыть шторы, развесить ваши схемы и т.п.).

Г. Задействовать вспомогательные материалы:

продемонстрировать (передать в зал) фотографии, буклеты, макеты, образцы и т.п.;

подготовить заранее, развесить на сцене графики, схемы, картины, чертежи, проекты и т.п. И во время выступления периодически обращаться к ним, привлекая тем самым внимание слушателей к своему выступлению и разнообразя его» [1, С.88].

5. Преодоление робости.

«Робость, застенчивость у молодых людей – вещь совершенно естественная, которая постепенно преодолевается по мере взросления и общения с другими людьми.

Понятно, что застенчивость, стеснительность, зажатость никак не сочетаются с теми профессиями, которые требуют постоянного общения с людьми, публичных выступлений, интервью и т.п. А таких профессий в наше время с каждым днём становится всё больше и больше.

И всё-таки некоторые люди так и не могут преодолеть себя всю жизнь. Для них просто невыносимо малейшее внимание окружающих, они даже не могут представить себя где-то на сцене, трибуне или хотя бы в роли рассказчика самого невинного анекдота. Окружающие совершенно не догадываются обо всех этих страданиях, которые жертвы стеснительности фактически создают себе сами. Для преодоления этого недостатка существуют разные методики, но лучше всего не только бороться самому, а ещё и посетить специальные курсы и тренинги.

Что тут можно посоветовать? Чтобы успокоиться перед выступлением попробуйте сделать что-нибудь подобное: съесть шоколадку, улыбнуться своему отражению в зеркале, а если есть такая возможность, то сделать несколько гимнастических упражнений (приседаний, прыжков и т.д.). Многим, например, помогает «фонарик в голове». Для этого надо представить маленькую светящуюся точку внутри вашего черепа и несколько раз прокрутить её по периметру головы в одну сторону, а затем в противоположную» [1, С.97].

6. Умение убеждать.

«Умению убеждать очень трудно, но в какой-то степени всё-таки можно научиться. Вообще-то говоря, оно прежде всего зависит не столько от тех или иных технических приёмов, сколько от собственной убеждённости и искренности самого говорящего, а это среди политиков и различных общественных деятелей, к сожалению, встречается далеко не всегда. На самом деле, искренность – свойство довольно редкое и среди обычных людей.

Однако бывает очень обидно, когда, даже если вы свято верите в то, что говорите, вам далеко не всегда удаётся убедить в том же самом ваших собеседников. Почему же это происходит? По многим причинам. Прежде всего потому, и это главное, что ваши собеседники – люди сформировавшиеся, а взрослые люди всегда имеют самые разные убеждения и мнения по одному и тому же вопросу. И, конечно, они от них не так-то легко отказываются! Ну и, во-вторых, потому что вы, может быть, говорите малоубедительно, не очень логично, плохо поставленным голосом, держитесь слишком робко, не смотрите на собеседника, не слушаете его возражений, речь ваша бедна, не содержит цитат, ярких примеров… ну и так далее и тому подобное.

Отсюда становится понятным, что умение убедительно говорить (а уж сумеете вы убедить кого-нибудь или нет – это совсем другое дело, как говорится, «вскрытие покажет») требует очень многих навыков и умений. Кстати, всеми приёмами без исключения вряд ли стоит пользоваться во время одного выступления. Да и осваивать их нужно тоже постепенно, иначе, гонясь за техникой выступления, вы рискуете стать похожим на робота или на американского телевизионного проповедника, который, хотя и умело пользуется заученными словами, жестами, улыбкой и прочими приёмами, но вызывает у зрителей только неодолимое чувство фальши и отторжения» [1, С.100].

7. Управление временем.

«Для выступающего очень важно обладать «чувством времени». Ведь он не может без конца смотреть на свои часы, отвлекаясь от темы выступления, теряя ход мысли. Это чувство совершенно необходимо, когда в силу непредвиденных обстоятельств вдруг надо сократить, или же, наоборот, затянуть выступление на пять или десять минут.

Иногда даже нужно чувствовать время вплоть до секунд. Существуют популярные книги типа «Как уговорить начальника за 30 секунд». Речь в них идёт о том, чтобы «перехватить» начальство где-то в коридоре, или же по дороге в столовую, например, и чего-то добиться от него как бы случайно, мимоходом, не попадая специально на приём в начальственный кабинет, где очень легко получить отказ. Там даётся структура вашего предложения, очень сходная со структурой публичного выступления – правило рамки, смысловые блоки (хотя они так и не называются) и т.д.

Однако, помимо этого, заданы также и параметры времени – тридцать секунд. Почему же именно тридцать? Оказывается, это совсем не случайно! Мы, конечно, знаем, что физиологические процессы в человеческом организме имеют свой определённый ритм и цикл. Простейший пример – ритм сердца, ритм дыхания. Оказывается, и многие психические процессы – тоже. Так, человеческое внимание на протяжении времени имеет совсем не одинаковую интенсивность. Каждый испытал это на себе: нередко, слушая радио, очень хочется узнать, какая же завтра будет погода. Человек напрягается, внимательно слушает всё, что ему совершенно не интересно, и… В самый ответственный момент вдруг отключается. И оказывается, что погоду-то он как раз и не услышал, хотя ничто его в тот момент не отвлекало. И такое, если вспомнить, с каждым происходило не раз. В чём же дело? А всё дело в том, что внимание, помимо нашей воли, тоже «работает» циклически – сначала оно напрягается в течение примерно 15 – 30 секунд, а затем ослабевает. Вот почему так важно «влепить» начальнику вашу идею, просьбу, предложение за отрезок времени не более 30 секунд, пока тот не «отключился» [1, С.139].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я попыталась раскрыть тему данного доклада – поэтапная подготовка к публичному выступлению.

Изложенный в докладе материал позволяет выделить ряд основных положений, существенных для понимания успешной подготовки к выступлению перед конкретной аудиторией.

«Как всё просто! Как всё сложно! Один человек не способен понять другого. И у нас это происходит не только в личном общении, но и на государственном уровне.

По тому, как человек говорит, можно многое сказать о нём. Но как же важно вслушаться в речь другого человека и постараться точно определить его сущность. Тогда будет меньше ошибок» [4, С.426].

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определённых знаний и убеждений.

В заключении я хотела бы добавить, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всё предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретённые риторические навыки и умения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деловое общение : учеб. пособие / И.А. Мальханова, – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 224 с.

2. Публичное выступление в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост. Л.А. Абукаева. – Йошкар-Ола, 2011. – 63 с.

3. Деловая риторика : Учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, — 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : МарТ, 2002. – 510 с.

4. Учимся говорить публично / В.В. Шахиджанян. – М.: Вагриус, 2007. – 464 с.

5. Культура речи : Практикум / А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 272 с.





Внимание, только СЕГОДНЯ!