Егэ русский язык сочинение (критерии и схема)

Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов.

От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:

Вступление.

Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы.

Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.

Чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса (напр. риторического). Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»! Проблема – вопрос, над которым заставил задуматься автор.

Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста).

Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Два типа комментария:

Текстуальный (объяснения структуры текста – следование за мыслью автора)

Концепционный (различные точки зрения – когда они конкретно видны в тексте)

Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).

Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, «что делать», «куда ж нам плыть» или «кто виноват». Позиция автора – это то, как сам автор относится к этой проблеме.

Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).

Нельзя ограничиваться словами «я согласен» или «я не согласен с автором». Предложение должно быть сложным: «Я согласен с автором в том, что…». Или: «Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…». В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным.

Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).

Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма.

Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали.

Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.

В двух абзацах два аргумента!

Вывод (заключение).

Маленький вывод по всей работе (2-3 предложения).

Не повторяйте ничего из того, что уже сказали!

Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.

Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль.

Перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:

I СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К1. Формулировка проблемы — 1.

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

К2. Комментарий к проблеме — 2.

Сформулирована проблема с опорой на исходный текст, но не пересказ. 2

Сформулирована проблема, НО допущено не более 1 фактической ошибки (фактическая ошибка – Барышев вместо Бардышев, например) в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1

Проблема не прокомментирована, ИЛИ допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, ИЛИ прокомментирована другая проблема, ИЛИ в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, ИЛИ в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

К3. Отражение позиции автора — 1.

Верно сформулирована позиция автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1

Позиция автора сформулирована неверно, ИЛИ позиция автора не сформулирована. 0

К4. Аргументация — 3.

Выражено свое мнение по сформулированной им проблеме (согласие или не согласие с позицией автора), оно аргументировано (приведено не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3

Выражено свое мнение по сформулированной им проблеме (согласие или не согласие с позицией автора), оно аргументировано (приведено не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), ИЛИ проведен только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2

Выражено свое мнение по сформулированной им проблеме (согласие или не согласие с позицией автора), оно аргументировано (приведен 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1

Выражено свое мнение по сформулированной им проблеме (согласие или не согласие с позицией автора), но не приведены аргументы, ИЛИ мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), ИЛИ вообще не отражено в работе. 0

II РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К5. Речевое оформление. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

К6. Точность и выразительность речи — 2.

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи, ИЛИ работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли. 1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0

III ГРАМОТНОСТЬ

К7. Орфография — 3.

Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка). 3

Допущено не более 2-х ошибок. 2

Допущено 3–4 ошибки. 1

Допущено более 4-х ошибок. 0

К8. Пунктуация — 3.

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка). 3

Допущено 1–3 ошибки. 2

Допущено 4–5 ошибок. 1

Допущено более 5-и ошибок. 0

К9. Грамматические ошибки (согласование слов) — 2.

Грамматических ошибок нет. 2

Допущены 1-2 ошибки. 1

Допущено более 2 ошибок. 0

К10. Речевые ошибки — 2.

Допущено не более 1 речевой ошибки. 2

Допущены 2-3 ошибки. 1

Допущено более 3 ошибок. 0

К11. Соблюдение этических норм (сокращения, числа написаны цифрами) — 1.

Этические ошибки в работе отсутствуют. 1

Допущены этические ошибки (1 и более). 0

К12. Фактологическая точность — 1.

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. 1

Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале. 0

Максимальное количество баллов за сочинение: 23





Внимание, только СЕГОДНЯ!